Уникальным детям - уникальные навыки

ENG | RUS Учись по-другому
Главная
Тренажёры
Заказать тренажёры
О нас
Статьи
Контакты
Ссылки
Форум
Отзывы





Фотоотчёт об использовании тренажёров
в детском саду









Ладушки - Интернет магазин развивающих игрушек и игр, доставка по Украине
























































































Сайт переехал: www.unik-um.com


Мифы, которые убивают наших детей

Статья опубликована в газете "Зеркало Недели" 26.05.2007:
http://www.zn.ua/3000/3050/59354/

На бытовом уровне мы понимаем миф как сказку, какой-то пережиток прошлого. На самом же деле всё оказывается не так просто. Человек постоянно находится в состоянии, когда ему не хватает информации для принятия выверенных решений. Чтобы не утратить понимание общей картины мира, в условиях дефицита нужной информации, человек вынужден что-то предполагать, домысливать. Он придумывает сюжетные ходы, которые делают окружающий мир понятным и предсказуемым. Таким образом, миф порождается дефицитом полезной информации. Мы живём во время, когда количество циркулирующей в обществе информации постоянно возрастает. Заговорили даже об «информационном смоге». В таких условиях найти нужную информацию становится всё труднее. Выходит так, что, получая огромное количество информации, человек испытывает дефицит информации полезной. Исходя из этого, можно предположить, что в современном обществе роль мифов возрастает.

Как показывают исследования учёных, мифы – универсальное явление, присущее всем человеческим сообществам с древнейших времён до наших дней. Есть мифы и символы, прошедшие через века, они помогают человеку преодолевать трудности и находить своё место в жизни. Например, миф о Герое. Его фабула одинакова у всех народов: человек в силу обстоятельств вынужден покинуть свой дом, отправиться в путешествие, пройти через испытания, приобрести качества и способности (часто волшебные) и, возвратившись на Родину, вступить в борьбу добра со злом, став героем. Этот миф часто используется в книгах, кинофильмах и других произведениях искусства.

Например, известный кинорежиссёр Дж. Лукас говорил, что именно книга Джозефа Кемпбелла «Власть мифа» вдохновила его на создание кинофильма «Звёздные войны». Таким образом, можно сделать вывод, что существуют проверенные веками вдохновляющие и помогающие жить мифы. Вместе с тем, наше динамичное, суетливое время рождает и новые мифы, которые часто оказываются вредными, разрушительными и даже смертельно опасными. Они заразны и опасны, прежде всего, из-за того, что скрыты – нет открытой формулировки мифа. Как бы нет и автора, поэтому и спорить не с кем. Как будто так и есть на самом деле. Например, очаровательная фраза «Человек должен попробовать в жизни всё». Скольким молодым людям это высказывание-миф сломало жизнь, приведя к алкоголизму и наркомании. Вскрыть и разбить гипнотизм этой фразы можно, задав несколько вопросов (метамодель НЛП):

- Кто именно так считает и есть ли люди, которые с эти не согласны?

- Какой именно «человек» должен попробовать всё? Все ли люди должны это сделать?

- Кому именно человек «должен» попробовать всё?

- Что именно «всё»? Без исключения? Даже то, что несъедобно и воняет?

Давайте рассмотрим некоторые вредные мифы, которые внушают нашим детям:

Миф 1. Есть люди серые и бесталанные, которым чтобы чего-то добиться в жизни нужно много учиться (ботаники) и работать, а есть способные и талантливые, у которых счастливая жизнь будет складываться сама собой легко и просто.

В результате учиться становится не модно и непристижно. «Зачем? Ведь я и так талантливый?» Возникает желание «блистать», казаться «крутым». А чтобы подчеркнуть разницу между способным «мной» и другими, этих других нужно унизить. Поэтому нынешние дети в большинстве своём виртуозно способны критиковать и осмеивать товарищей. Умения же похвалить и сказать уместный комплимент нет вообще.

Однажды на Дне Рождения ученика престижной школы, где собрались его друзья-одноклассники, я заметил, как они азартно подсмеиваются друг над другом. Предложил приз – 5 долларов тому, кто скажет товарищу комплимент. Это было зрелище: ребята краснели, заикались, а комплимент так и не получился. А ведь это были умные, развитые, начитанные ребята!

Миф 2. Человек должен добиваться успеха и финансового благополучия в раннем возрасте, в крайнем случае, лет до 25-ти, а если нет, то он неудачник. А как же Ч. Дарвин, который писал своё «Происхождение видов» больше 20 лет? Или Ж. Алфёров – русский физик, наш современник, который получил Нобелевскую премию, только дожив до седых волос. Или П. Коэльо, который стал знаменитым и успешным после 50-ти. Всем этим людям после 25-ти нужно было сложить руки и плыть по течению? Кроме того, психологи считают, что ничто так не портит жизнь и ломает судьбу, как успех в самом начале карьеры. В таком случае человек оказывается абсолютно беспомощным, когда синусоида успеха идёт вниз.

Миф 3. Главное условие счастья – это деньги. Т.е. главное иметь, а не уметь. Вот появятся деньги, а потом счастливая жизнь сложится сама собой. Опыт богатых стран говорит, что деньги не приносят автоматически счастья. И наоборот – деньги легко и естественно приходят к тем, кто занимается любимым делом и научился быть счастливым.

После того, как кино и телевидение буквально закормили зрителей историями жизни богатых людей, стоит ли удивляться, что подросток искренне считает – пользоваться мобильным без фотокамеры просто стыдно. Когда так считает подавляющее число подростков, никакие разъяснительные беседы родителей не помогают. Ведь самый большой авторитет сидит на соседнем горшке.

Миф 4. Если у тебя не идеальная внешность – то ты уже неудачник «по определению».

Можно долго говорить и спорить по этому поводу. Лично я встречал парней и девушек, которые пользовались неимоверным успехом у противоположного пола. Все они (именно все) не обладали классически красивой внешностью. У них был шарм, была личность. Кто-то из великих даже сказал так: «Скажи что-нибудь, чтобы я тебя увидел». Самые красивые люди, как правило, глубоко несчастны в личной жизни. Очевидно, срабатывает миф – если природа дала красоту, то уже напрягаться в жизни и не надо – всё и так придёт и образуется.

Объяснить это подростку, когда журналы, кино и TV создают свой культ красоты, практически невозможно. Это придёт только с опытом, с умением видеть то, что на обратной стороне глянцевой обложки.

Миф 5. Самый вредный миф – это миф о «Большой Халяве». Каким-то непостижимым образом в наших умах живёт вера о том, что человеку сам по себе может представиться шанс разбогатеть и решить свои личные проблемы. Что настоящие удача и счастье не планируются и не достигаются целенаправленными усилиями. Что-то вроде желания получить прямо в руки большое красивое и вкусное яблоко, просто сидя под деревом, подставляя ладони. А в ладони сыплется старая листва, дохлые гусеницы, птичий помёт или, в лучшем случае, гнилые и червивые яблоки. На дереве вкусных яблок полно – залазь и нарви, каких только душа пожелает. Ну, уж нет, мы будем сидеть под деревом и тщательно растопыривать пальцы, ожидая, когда плоды сами упадут в руки.

По моему мнению, именно современным подросткам особенно трудно. Жизнь выдвигает новые требования, а в школе учат по-прежнему – нудно и неэффективно, дома они общаются с родителями, которые сами ещё не вполне адаптировались к современному обществу. Подросток – это ребёнок, чьи родители находятся в среднем возрасте 35-47 лет. По мнению психологов, средний возраст – это самый трудный период личности. Т.е. кризисного подростка воспитывают люди, сами находящиеся в кризисе. Жизнь заставляет человека учиться необходимым навыкам. Так, приобретя дачу, человек покупает книги и учится сажать и выращивать растения. Заведя же ребёнка, люди считают, что они умеют и знают, как его воспитывать от рождения и учится этому не нужно. Парадокс! И это тоже вредный миф. Ведь если хочешь что-то делать хорошо – почитай, посмотри, расспроси как это делают люди, у которых получается лучше других.

Это только некоторые современные мифы, которые калечат судьбы наших детей. Наверное, эти мифы – следствие болезней роста, эволюционного процесса. Мы научимся с ними бороться, как древний человек научился жить в условиях похолодания, что в итоге дало толчок к развитию технологий и прогрессу общества. Нам нужно научиться их выявлять, разоблачать, заменять полезными и вдохновляющими. И делать это осознанно. Необходимо задать себе вопрос: «А согласно какому мифу я живу? Помогает ли он мне или лишает сил и ведёт в тупик? Есть ли миф, который будет более полезен и уместен, который быстрее приведёт меня к цели?» Выбрать миф, согласно которому живёшь – значит взять управление своей судьбой в свои руки.

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины
Copyright © Zeke
2006-2009
Запорожье, (0612) 62 38 87, (050) 486 27 44, (050) 454 39 41
E-mail: info@unik-um.com, zeke@innkom.zp.ua